Полезные статьи | [ вернуться назад ] |
Нехорошее слово для малого бизнесаРоман Лелеко из фирмы "Эксперт-Софт" прислал ссылку на статью Джоэла Спольски "Верблюды и песочница", посвящённую разным подходам к ценообразованию. Джоэл - очень интересный дядька, владелец небольшой, но преуспевающей программистской фирмы, он довольно известен в мире программирования как очень вдумчивый человек. А на этот раз он разродился статьёй для бизнесменов. Статью безусловно стоит прочитать, даже если Вы не торгуете программами. Нехорошее слово для малого бизнеса Родители нередко говорят детям: "Не произноси это слово. Оно нехорошее, неприличное". А когда ребёнок резонно возражает: "Но ты же сам так говоришь, папа! Помнишь, как ты позавчера уронил молоток на ногу?" - родитель отвечает: "Всё равно. Маленькие дети таких слов говорить не должны!" В бизнесе тоже есть нехорошие слова, которых "не должны говорить малыши" J И одно из таких слов, пожалуй что самое "нехорошее" из них - это: «ТЕЛЕВИДЕНИЕ» Я нередко сталкиваюсь с тем, что малые бизнесы пытаются использовать рекламу на ТВ - и, как правило, заканчивается это одинаково. Примерно вот так:
Или так:
Или, может быть, вот так:
Почему так происходит? Во-первых, если провести аналогию между маркетингом и войной, то реклама на ТВ - это ковровая бомбардировка, когда Вы лупите по площадям и пытаетесь накрыть всех и каждого. Но если Вы служили в авиации или хотя бы играли в стратегические игрушки, Вы наверняка знаете, что бомбардировщик - машина и сама по себе дорогая, и жрёт много топлива. Так же обстоит дело и с рекламой на ТВ. Цена попытки настолько высока, что в случае неудачной рекламы иной бизнес может уже и не оклематься. Кроме того, если речь идёт о малом бизнесе, ему просто не нужно накрывать своей рекламой "всех-всех-всех". Например, какой толк фирме, убирающей офисы, в том, что её рекламу увидят 70,000 домохозяек и 120,000 пенсионеров? Тот же вопрос касается наладчика "1С:Предприятие". Им нужно использовать совсем другие методы рекламы - "снайперскую стрельбу", а не "бомбометание". Обзвон или обход офисов либо рассылка "директ мэйл" обошлись бы, вероятно, куда дешевле, а отдача, уверен, была бы выше. Есть и более эффективные способы обращения только к тем, кому действительно нужны Ваши услуги - но об этом в другой раз. Во-вторых, крайне неприятная сторона рекламы на ТВ заключается в том, что человек, смотрящий её, не очень готов к приёму информации. Допустим, я сижу дома, пью чай и смотрю какие-нибудь "Вставные челюсти - 2". Вдруг фильм прерывается рекламой, и какая-нибудь девушка в комбинезоне начинает рассказывать мне, что самопрограммирующийся пылесос на тригенных куаторах с обратной связью... Вы думаете, я стану вникать в то, что она рассказывает? Да в гробу я её видал вместе с её пылесосом, я лучше в туалет выскачу, пока фильм опять не начался. Но допустим даже, что в бегущей строке появляется очень простая надпись: "Продаём живых бурундуков на развес. Телефон: 526-14-73" Допустим, что я заметил эту рекламу (хотя это далеко не факт), заинтересовался, и меня посетила мысль купить бурундука. К тому моменту, когда я додумаю эту мысль до конца, реклама уже закончится. И даже если я ну очень захочу купить бурундука, я едва ли смогу воспользоваться услугами этой фирмы. Потому, что не запомнил её телефон. А посмотреть второй раз не могу - это Вам не газета. Так что давать в ТВ-рекламе любую требующую обдумывания и/или сложную для запоминания информацию смысла нет - уж лучше пожертвовать те же деньги детскому дому, хоть кому-то будет польза. Наконец, в третьих, сделать качественную рекламу для ТВ сложнее, чем сверстать объявление для газеты. И если ни Вы сами, ни Ваше рекламное агенство не являетесь профессионалами в области телевизионной рекламы - скорее всего, она выйдет провальной. Почему же многие начинающие бизнесмены всё же дают рекламу на ТВ? Они считают, что это "круто", что "всё как у больших" - дескать, вот "Кола" рекламируется, вот "Вольво", а вот и я рядом с ними, со своим магазином свистулек и колокольчиков. И не понимает бедолага, что "Кола" неудачный ролик переживёт, не моргнув глазом, а его лавка - едва ли. Кроме того, рекламные агенты часто "соблазняют малых сих", убеждая их дать рекламу именно на ТВ. Почему? Когда одного известного грабителя спросили, почему он грабит банки, он ответил: "Потому, что там деньги лежат!" Рекламщики часто подбивают своих клиентов давать рекламу на ТВ ровно из тех же соображений. Они получают проценты от затрат клиента на размещение рекламы, а покупка нескольких минут на ТВ стоит куда больше, чем "восьмушка" или "четвертушка" в газете. Одним словом, если Вы занимаетесь малым бизнесом - скорее всего, телевизионная реклама Вам ни к чему. Если же Вам предлагают дать рекламу на ТВ и Вы колеблетесь, подумайте вот о чём:
И если осмысленных ответов на эти вопросы у Вас нет - лучше откажитесь. Ответьте: "Телереклама - нехорошее слово, маленькие бизнесы его говорить не должны!" Об авторе: Александр Левитас - независимый бизнес-консультант и бизнес-тренер. Использует приёмы как российского, так и американского, и израильского маркетингового подхода. Основные инструменты - партизанский (малозатратный) маркетинг и «маркетинг здравого смысла». Главный принцип – «Ваш бизнес может приносить больше денег!» Автор бестселлера «Больше денег от Вашего бизнеса», раскрывающего около 200 приёмов увеличения прибыли. Выпускает четыре бесплатные электронные газеты. Проводит открытые и корпоративные семинары, предоставляет частные консультации. Персональный сайт: www.levitas.ru |
Статьи о создании сайтов, веб-дизайне
|